Единый Центр информации ОКБ №1 
часы работы пн-вс с 8-00 до 20-00

+7 (3452) 56-00-10

Перезвонить Вам?
Аудиологический скрининг

Нарушение слуха у детей

Проведение отоакустической эмиссии
Исследование КСВП и АSSR тест
Определение способа дальнейшей реабилитации

О направлении отделения

Сурдологопедическое отделение

За последние годы заметна тенденция к росту числа детей с тугоухостью и глухотой. В России это более 1 млн. человек. Из тысячи новорожденных один ребенок рождается с тотальной глухотой, помимо этого еще 2-3 ребенка на тысячу теряют слух в первые 2-3 года жизни.

Первые годы жизни ребенка являются наиболее важными для развития речи, что обуславливает первостепенную значимость ранней диагностики нарушения слуховой функции у детей. Позднее выявление нарушений слуха ведет к развитию глухонемоты и к инвалидизации ребенка.

Возможность появления нарушения слуха у ребенка должна быть заподозрена еще в роддоме при наличии факторов риска по тугоухости:

  • Отягощенная наследственность (наличие у ближайших родственников ребенка лиц с врожденным нарушением слуха); родственный брак.
  • Наследственная синдромальная патология.
  • Инфекционные и вирусные заболевания матери во время беременности (краснуха, грипп, цитомегаловирус, герпес, токсоплазмоз, сифилис и др.).
  • Использование во время беременности лекарственных препаратов с потенциальным ототоксическим эффектом (см. ниже).
  • Токсикозы беременности.
  • Тяжелая анте- и интранатальная гипоксия плода.
  • Асфиксия новорожденного (1-ая оценка по шкале Апгар - менее 5 баллов;
    2-ая оценка по шкале Апгар – менее 7 баллов).
  • Глубокая степень недоношенности (гестационный возраст менее 32 недель).
  • Переношенность (гестационный возраст более 41 недели).
  • Очень низкая и экстремально низкая масса тела при рождении.
  • Врожденная патология челюстно-лицевого скелета.
  • Внутричерепная родовая травма.
  • Тяжелое гипоксически-ишемическое поражение ЦНС.
  • Тяжелое гипоксически-геморрагическое поражение ЦНС.
  • Гемолитическая болезнь новорожденного.
  • Стойкая и/или выраженная гипербилирубинемия, связанная с нарушением конъюгации билирубина в печени.
  • Использование для лечения новорожденного ребенка лекарственных препаратов с потенциальным ототоксическим эффектом:
    • антибиотики аминогликозидного ряда – стрептомицин, мономицин, канамицин, гентамицин, амикацин, тобрамицин и др.;
    • антибиотики из группы макролидов – эритромицин, азитромицин и др.;
    • петлевые диуретики - фуросемид и др.;
    • нестероидные противовоспалительные препараты – индометацин и др.;
  • Длительное использование для лечения новорожденного ребенка ИВЛ (продолжительность более 96 часов)

При наличии у ребенка данных факторов ребенка берет на учет участковый педиатр, по показаниям он может быть направлен к сурдологу для исключения тугоухости.

Классификация форм тугоухости

Кондуктивная тугоухость-страдает звукопроведение. Возникает при воспалительных заболеваниях среднего уха, отосклерозе, нарушении формирования цепи слуховых косточек и пр.

Нейросенсорная тугоухость-страдает звуковосприятие. Возникает при патологиях внутреннего уха, слухового нерва (врожденная наследственная тугоухость, приобретенная под воздействием инфекций, травм, приеме ототоксических препаратов, при воздействии шума на орган слуха)

Смешанная тугоухость - развивается при наличии нескольких факторов, способных вызвать кондуктивную и нейросенсорную тугоухость.

Классификация степени тугоухости.

1 степень- потеря слуха составляет 26-40 дБ

2 степень- потеря слуха составляет 41-55 дБ

3 степень- потеря слуха составляет 56-70 дБ

4 степень- потеря слуха составляет 71-90 дБ

Глухота- потеря слуха 91 дб и выше.

Аудиологический скрининг новорожденных

Важнейшим аспектом работы врача сурдолога-оториноларинголога является работа по осуществлению программы аудиологического скрининга детского населения.

Развитие у ребенка способности понимать речь и говорить, развитие мышления основано на его возможностях слышать речь окружающих людей. Даже небольшое снижение слуха у ребенка приводит к трудностям восприятия речи, нарушению формирования слуховых и речевых центров мозга. Процессы их формирования особенно интенсивны в первые 2 года жизни, что делает раннее выявление патологии слуховой функции важным и необходимым этапом программы помощи детям с нарушениями слуха.

Доказано, что при нарушениях слуха у детей наиболее эффективными являются программы помощи, начатые не позднее 6 месяцев жизни. Поэтому выявление и последующая диагностика нарушений слуховой функции у ребенка должны быть проведены в первые 3 месяца жизни.

По данным статистики на 1000 новорожденных приходится 1-2 младенца с глубокими нарушениями слуха. Среди детей, находящихся в ПИТ, детей с недоношенностью, тугоухость составляет около 15 детей на 1000 новорожденных.

В связи с этим во многих странах мира, в том числе и в России, стал вводится аудиологический скрининг новорожденных, основанный на объективных методах исследования слуха.

Программа аудиологического скрининга включает в себя 2 этапа (Письмо Минздравсоцразвития России от 01.04.2008 г. № 2383-PX):

1 этап (скрининговый).

На этом этапе проводится обследование слуха в роддомах на 3-4 день у всех новорожденных с помощью регистрации вызванной отоакустической эмиссии и дважды до достижения возраста 3 месяцев в поликлинике по месту жительства.

2 этап (диагностический).

Проводится в сурдологических центрах с помощью регистрации вызванной отоакустической эмиссии, регистрации коротколатентных слуховых вызванных потенциалов, ASSR-теста и пр. у детей с ранее не зарегистрированной ВОАЭ, а также детям с факторами риска по тугоухости.

Дальнейшая тактика реабилитации зависит от степени выявленной тугоухости и включает в себя слухопротезирование (использование ребенком слуховых аппаратов), проведение оперативного лечения: кохлеарная имплантация, реконструктивные операции при врожденных аномалиях развития наружного и среднего уха).

Речевое развитие в первый год жизни ребенка.

Возраст ребенка 0-1 месяц.

В этом возрасте новорожденный большую часть времени спит. К концу первого месяца может реагировать на обращенную речь, вздрагивает при громких звуках.

Возраст 1-3 месяца.

Ребенок начинает прислушиваться к звукам, улыбается, оживляется при общении с ним. Начинается «агуканье», ребенок издает отрывистые и гортанные звуки аа, га, ги, затем они становятся более протяжными а-а, а-ги, а-бу. Так ребенок вступает в стадию гуления.

Возраст 3-6 месяцев.

В этом возрасте ребенок находит источник звука, ищет взглядом лицо говорящего человека, отвечает улыбкой на улыбку, к 6 месяцу выговаривает звуковые сочетания па-па-па, ма-ма-ма, га-га-га. Это означает, что появился детский лепет.

Возраст 6-9 месяцев.

Ребенок активно лепечет. Малыш слушает маму и подражает ей, узнает голоса родных. У ребенка развивается речевой слух, становится более совершенной артикуляция, произнесение звуков речи. Малыш начинает понимать обращенную речь, пытается привлекать внимание к себе звуками, стремится к общению со взрослыми.

Возраст 9-12 месяцев.

Ребенок понимает смысл обращенных слов. К концу первого года жизни владеет примерно 10 словами (мама, папа, дядя, баба). Среди них могут быть звукоподражания (ав-ав, мяу-мяу, кс-кс). Понимает большое количество слов и выражений: имена близких, названия игрушек, предметов.

Процесс развития речи индивидуален для каждого ребенка, поэтому при появлении признаков задержки речевого развития и при подозрении на нарушение функции слуха необходимо обращение к сурдологу с целью исключения тугоухости.

                   

Профилактика нарушений слуха у детей

В качестве профилактических мер часто рекомендуется следующее:

-своевременное и полное лечение отитов и заболеваний носоглотки у детей

-проводить профилактику острых респираторных заболеваний

-вакцинация детей против кори, краснухи, паротита и гемофильной палочки

-исключать прием ототоксических препаратов (лекарства, оказывающие губительное воздействие на слуховые клетки)

-избегать излишнего воздействия шума на орган слуха (громкая музыка, частое, длительное использование наушников)

-избегать попадания инородных тел в наружный слуховой проход (вата, бумага, бусинки, мелкие детали игрушек)

-не допускать травм наружного, среднего и внутреннего уха (спички, ушные палочки и т.п., черепно-мозговые травмы).

(Материал подготовлен с использованием данных сайта Научно-практического центра аудиологии и слухопротезирования, г. Москва)

Услуги и цены отделения

Как записаться?

Вы можете
позвонить сами:

+7 (3452) 56-00 -10Единый центр информации

Или мы можем
Вам перезвонить:

Как проехать к отделению?

Схема расположения отделения:

Посмотреть на карте Тюмени

Как к нам проехать: карта

Адрес и контакты:

ул. Энергетиков, 26, этаж 6

+7 (3452) 56-00 -10Единый центр информации

Остались вопросы?
Задавайте!

Оставьте заявку

Укажите контактный телефон и мы Вам перезвоним


Ваши данные защищены


ФЗ РФ №152 «О персональных данных»
Политика информационной безопасности ГБУЗ ТО «ОКБ №1»