За последние годы заметна тенденция к росту числа детей с тугоухостью и глухотой. В России это более 1 млн. человек. Из тысячи новорожденных один ребенок рождается с тотальной глухотой, помимо этого еще 2-3 ребенка на тысячу теряют слух в первые 2-3 года жизни.
Первые годы жизни ребенка являются наиболее важными для развития речи, что обуславливает первостепенную значимость ранней диагностики нарушения слуховой функции у детей. Позднее выявление нарушений слуха ведет к развитию глухонемоты и к инвалидизации ребенка.
Возможность появления нарушения слуха у ребенка должна быть заподозрена еще в роддоме при наличии факторов риска по тугоухости:
При наличии у ребенка данных факторов ребенка берет на учет участковый педиатр, по показаниям он может быть направлен к сурдологу для исключения тугоухости.
Классификация форм тугоухости
Кондуктивная тугоухость-страдает звукопроведение. Возникает при воспалительных заболеваниях среднего уха, отосклерозе, нарушении формирования цепи слуховых косточек и пр.
Нейросенсорная тугоухость-страдает звуковосприятие. Возникает при патологиях внутреннего уха, слухового нерва (врожденная наследственная тугоухость, приобретенная под воздействием инфекций, травм, приеме ототоксических препаратов, при воздействии шума на орган слуха)
Смешанная тугоухость - развивается при наличии нескольких факторов, способных вызвать кондуктивную и нейросенсорную тугоухость.
Классификация степени тугоухости.
1 степень- потеря слуха составляет 26-40 дБ
2 степень- потеря слуха составляет 41-55 дБ
3 степень- потеря слуха составляет 56-70 дБ
4 степень- потеря слуха составляет 71-90 дБ
Глухота- потеря слуха 91 дб и выше.
Аудиологический скрининг новорожденных
Важнейшим аспектом работы врача сурдолога-оториноларинголога является работа по осуществлению программы аудиологического скрининга детского населения.
Развитие у ребенка способности понимать речь и говорить, развитие мышления основано на его возможностях слышать речь окружающих людей. Даже небольшое снижение слуха у ребенка приводит к трудностям восприятия речи, нарушению формирования слуховых и речевых центров мозга. Процессы их формирования особенно интенсивны в первые 2 года жизни, что делает раннее выявление патологии слуховой функции важным и необходимым этапом программы помощи детям с нарушениями слуха.
Доказано, что при нарушениях слуха у детей наиболее эффективными являются программы помощи, начатые не позднее 6 месяцев жизни. Поэтому выявление и последующая диагностика нарушений слуховой функции у ребенка должны быть проведены в первые 3 месяца жизни.
По данным статистики на 1000 новорожденных приходится 1-2 младенца с глубокими нарушениями слуха. Среди детей, находящихся в ПИТ, детей с недоношенностью, тугоухость составляет около 15 детей на 1000 новорожденных.
В связи с этим во многих странах мира, в том числе и в России, стал вводится аудиологический скрининг новорожденных, основанный на объективных методах исследования слуха.
Программа аудиологического скрининга включает в себя 2 этапа (Письмо Минздравсоцразвития России от 01.04.2008 г. № 2383-PX):
1 этап (скрининговый).
На этом этапе проводится обследование слуха в роддомах на 3-4 день у всех новорожденных с помощью регистрации вызванной отоакустической эмиссии и дважды до достижения возраста 3 месяцев в поликлинике по месту жительства.
2 этап (диагностический).
Проводится в сурдологических центрах с помощью регистрации вызванной отоакустической эмиссии, регистрации коротколатентных слуховых вызванных потенциалов, ASSR-теста и пр. у детей с ранее не зарегистрированной ВОАЭ, а также детям с факторами риска по тугоухости.
Дальнейшая тактика реабилитации зависит от степени выявленной тугоухости и включает в себя слухопротезирование (использование ребенком слуховых аппаратов), проведение оперативного лечения: кохлеарная имплантация, реконструктивные операции при врожденных аномалиях развития наружного и среднего уха).
Речевое развитие в первый год жизни ребенка.
Возраст ребенка 0-1 месяц.
В этом возрасте новорожденный большую часть времени спит. К концу первого месяца может реагировать на обращенную речь, вздрагивает при громких звуках.
Возраст 1-3 месяца.
Ребенок начинает прислушиваться к звукам, улыбается, оживляется при общении с ним. Начинается «агуканье», ребенок издает отрывистые и гортанные звуки аа, га, ги, затем они становятся более протяжными а-а, а-ги, а-бу. Так ребенок вступает в стадию гуления.
Возраст 3-6 месяцев.
В этом возрасте ребенок находит источник звука, ищет взглядом лицо говорящего человека, отвечает улыбкой на улыбку, к 6 месяцу выговаривает звуковые сочетания па-па-па, ма-ма-ма, га-га-га. Это означает, что появился детский лепет.
Возраст 6-9 месяцев.
Ребенок активно лепечет. Малыш слушает маму и подражает ей, узнает голоса родных. У ребенка развивается речевой слух, становится более совершенной артикуляция, произнесение звуков речи. Малыш начинает понимать обращенную речь, пытается привлекать внимание к себе звуками, стремится к общению со взрослыми.
Возраст 9-12 месяцев.
Ребенок понимает смысл обращенных слов. К концу первого года жизни владеет примерно 10 словами (мама, папа, дядя, баба). Среди них могут быть звукоподражания (ав-ав, мяу-мяу, кс-кс). Понимает большое количество слов и выражений: имена близких, названия игрушек, предметов.
Процесс развития речи индивидуален для каждого ребенка, поэтому при появлении признаков задержки речевого развития и при подозрении на нарушение функции слуха необходимо обращение к сурдологу с целью исключения тугоухости.
Профилактика нарушений слуха у детей
В качестве профилактических мер часто рекомендуется следующее:
-своевременное и полное лечение отитов и заболеваний носоглотки у детей
-проводить профилактику острых респираторных заболеваний
-вакцинация детей против кори, краснухи, паротита и гемофильной палочки
-исключать прием ототоксических препаратов (лекарства, оказывающие губительное воздействие на слуховые клетки)
-избегать излишнего воздействия шума на орган слуха (громкая музыка, частое, длительное использование наушников)
-избегать попадания инородных тел в наружный слуховой проход (вата, бумага, бусинки, мелкие детали игрушек)
-не допускать травм наружного, среднего и внутреннего уха (спички, ушные палочки и т.п., черепно-мозговые травмы).
(Материал подготовлен с использованием данных сайта Научно-практического центра аудиологии и слухопротезирования, г. Москва)
+7 (3452) 56-00 -10Единый центр информации
ул. Энергетиков, 26, этаж 6
+7 (3452) 56-00 -10Единый центр информации